Слушайте наше радио!
Сеть
RussianTown
Перейти
в контакты
Карта
сайта
Русская реклама в Милуоки
Портал русскоговорящего Милуоки
Русская реклама в Милуоки
Портал русскоговорящего Милуоки
Главная О нас Публикации Знакомства Юмор Партнеры Контакты
Меню
Статьи
Наши рекламодатели
Медиа

Богиня без рук. Венера Милосская

Богиня без рук. Венера Милосская

Когда статую Венеры нашли на острове Милос в 1820 году, она была несколько целее. Её руки были на месте, и даже имелся постамент с именем скульптора. Но то ли при раскопках, то ли при перевозке много чего от статуи просто отвалилось.

Спустя год Венера попала в Лувр – не совсем в том виде, который у неё был при обнаружении. Отдельно в ящике лежали части рук, постамент, а также другие мраморные осколки. Руководство музея тут же объявило скульптуру шедевром IV века до нашей эры. Предполагали, что она даже могла быть выполнена знаменитым мастером Праксителем.

 

Рисунок Венеры с постаментом был сделан Огюстом Дебэ в XIX веке. На нём видно, что кусок постамента с надписью идеально подходил к остальной скульптуре. Часть плеча тоже показывает, в каком положении находилась левая рука. Но эту часть руки прикреплять обратно не стали: без неё статуя смотрелась более эстетично. Постамент тем более не стали крепить. А однажды и вовсе его... потеряли! Он просто взял и исчез.

Причина всех этих махинаций понятна. В начале XIX века в связи с поражением Наполеона Лувру пришлось много чего вернуть другим странам. В том числе другую Венеру – шедевр Клеомена «Венера Медицейская» (сейчас она выставлена в Италии в галерее Уффици). Это было очень болезненно и унизительно. И директор Лувра понимал: нужны новые шедевры, которые вернут ощущение величия. А тут как раз подвернулась Венера с острова Милос. Великими на тот момент считались произведения классического периода древних греков, так что пусть эта скульптура и будет того периода – решили в музее.

Но на постаменте была выбита совсем другая информация. Надпись гласила: «Андрос, сын Менида, из города Антиохии». То есть это было имя неизвестного скульптора и город, в котором он жил – жил на два века позже. Именно во II веке до нашей эры появился город Антиохия, что находился на территории современной Турции. Его просто ещё не существовало во времена Праксителя, умершего за два века до этого. Поэтому упоминаний Венеры Милосской нет в античных текстах.

II век до нашей эры – эллинистический период. Тогда великим классикам подражали, но делали более посредственные вещи, и таких «Венер» было много. Высокой ценностью они не обладали.

Если посмотреть внимательнее, то нижняя часть статуи Венеры грубовата. Голова слишком маленькая, а ступни, наоборот, велики. Да и изгиб фигуры какой-то слишком вычурный. У классиков всё было более гармонично.

Pro Lingua

Но Лувру нужен был громкий шедевр, а не работа неизвестного мастера. Постамент в любом случае был отбит; так, может, он и не от той Венеры? Так убеждал всех директор музея.

А через какое-то время постамент и вовсе исчез. Другие отбитые детали остались, но к ним было такое же отношение: мол, может, и не от этой статуи все эти осколки? Поэтому долгие годы разные исследователи гадали, в каком положении находились руки Венеры и что в них было. Возможно, богиня держала щит воина и любовалась своим отражением? А, может, опиралась на кого-то?

Но в наше время Лувр всё чаще выставляет те самые осколки, найденные рядом с Венерой Милосской. Да, постамент так и не нашёлся. А вот отбитая кисть с яблоком есть!

Так что есть очень большая вероятность, что богиня держала в одной руке именно яблоко.

 

Оксана Копенкина,

арт-аналитик, создатель проекта «Дневник живописи»

arts-dnevnik.ru


Читать еще

Как я стала какой и друг..

Вот идет караван.....

Песнь о друге..

Коронавирус: 'Кто виноват..